?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение... Предыдущая часть здесь: http://jim-monchegorsk.livejournal.com/36694.html


Трек одиннадцатого дня. Карта 1000м:1см. Кликабельна.

День 11. Ryabaga - Brevenniy
17 августа 2010 г.


В отличии от вчерашней ночи, утром  "Рябога" бурлила как муравейник. Всюду сновали люди, работники, клиенты... По аккуратным дорожкам ездили трудолюбивые "John Deere", такие семиколесные мотоциклетки, с кузовом. Что то вроде наших "Муравьев", но  мощнее и солиднее.


Домик, напротив нашего был пустой. Табличка в форме рыбы почему-то гласила "Ladies only", хотя через открытые двери видны всякие верстаки и инструменты.

Мы с Серегой пошли искать наш обещанный завтрак, стараясь запомнить путь назад. Заблудиться здесь можно было очень легко. По пути высматривали Матта, или Сергея (русского управляющего), но их не было видно. Скоро наткнулись на большой павильон с табличкой "Dining room". Это действительно была столовая, только для клиентов. Внутри нас встретил громкий иностранный гомон. Человек 20 иностранцев завтракали  и готовились к утренней рыбалке. Сразу вспомнились слова работников "Пачи" о том, что Рябога "загибается". Ага. Всем бы так загибаться в межсезонье. :) Поняв, что заглянули не туда, мы вышли за дверь и немного потерялись, но к счастью тут же встретили Матта. Он провел нас в столовую для персонала. Домик поменьше. Здесь завтракали  работники, пилоты вертолета. Нам было предложено не стесняться и кушать все что хочется. Сосиски, яйца, кофе, чай, плюшки...


Все уже разошлись, а мы все не могли напиться кофе. Серега изучает карту. Время 7:20.

Очень вкусно поели. К нам даже заглянула женщина-повар, спросила: "как понравился завтрак, не нужно ли еще чего-нибудь?". Спасибо вам, и мы скорее пошли собираться в путь, что бы не привыкнуть к буржуйской роскоши ))).


Наш домик на Рябоге.

На полках была неплохая библиотека из книжек. Все на английском. Тут и Сэлинджер, и Миллер, и Кизи, и Дэн Браун, и что-то еще про рыбалку. Очень хотелось попросить книжку, попробовать прочитать, но наглости не хватило.
Собрались быстро и пошли на причал.
Здесь тоже было многолюдно. Какие-то лодки уже отправлялись рыбачить. Матт подошел к нам и сказал, что у одной из работниц "Наталия Маркофф" есть муж, он на базе "Brevenniy" сейчас один, и у него день рождения, и не могли бы мы передать ему подарок?
Ноу проблемм Матт, передадим не вопрос.


Я и Матт в мега-джипе "Polaris"

Понтов немерянно. На этом транспорте Матт передвигается по базе. Игрушка не более.

- Да вы тут можете гонки устраивать!!! - говорю я.
- Ага... ралли. - улыбается Матт.

Подъехали к кухне.  Находим Наталью, и Матт объясняет ей на английском, что есть возможность передать подарок, жестами объясняет что она может передать воздушные поцелуи любимому, но Наталья, настоящая скромная русская девушка, говорит, мол, не надо, да обойдется там, чего уж... :) Матт настаивает и они соображают подарок, а я пока выхожу на крыльцо, закуриваю  сигарету, понемногу офигеваю.
Американский менеджер, помнит когда у кого день рождения. И уговаривает жену передать подарок мужу. Мало того, пока мы общались с Натальей, появилась бойкая русская девушка, с воздушными шариками в руке, и напомнила Матту:

- Do you remember about party tonight??? (Помнишь про вечеринку сегодня?) - сказала она пританцовывая...

Оказывается у них на базе тоже сегодня у кого-то день рождения. И Матт конечно помнил. Они отмечают праздники все вместе. Какая-то идиллия ей богу.

И тут ко мне подходит еще один человек, Сергей Сурядов. Он сам родом из Сосновки. Я рассказал ему о наших планах сплавиться до деревни Поной и дальше продолжить на велосипедах, дойти до Сосновки за пару дней, на что он сразу скептически покачал головой и сказал что это невозможно. Дождавшись Матта, мы сели в Polaris  и втроем поехали на причал, что бы рассмотреть наш путь на карте.

Серега на причале времени не терял. Выпросил у мужиков два длинных шеста с пилорамы, для того, что бы обносить пороги. Обвязал их веревкой и привязал их к бортам нашего "Налима".

Сурядов, глядя на карту сказал что от Поноя до Сосновки дороги как таковой нет. только направление. На великах пройти нереально, придется их тащить на себе. 80 километров за два дня не преодолеть при всем желании, минимум дня четыре потребуется. Что ж, это явно не то что мы хотели услышать, но спасибо за помощь!
Еще Сергей упомянул про вездеходную дорогу от Рябоги до Сосновки. Так будет короче по расстоянию, но это не входило в наши планы.

Матт проводил нас в путь, сфоткал напоследок на свою зеркалку. Надо бы его потрясти - пусть выложит фотографии.

В целом база "Рябога" оставила неизгладимое впечатление. Она просто огромна! Такой буржуйский оазис цивилизации в центре Кольского полуострова! И эта база оказалась к нам тоже дружелюбна и гостеприимна, но я все-таки считаю что нам опять повезло. Всем кто планирует сплавляться по Поною, я бы рекомендовал не рассчитывать на такую халяву и не наглеть, плюс ко всему - "Река Поной" имеет все законные основания не пропустить людей через свой участок, так же как и выше по течению - "Серебро Поноя". Во избежание разочарований нужно всего напросто договориться с ними заранее.
Нас спрашивали как мы поехали "Колмак", где стоит пост охраны. И мне кажется охранникам потом сделали выговор за то что они нас не заметили.


Благодаря тому что ночевали на базе - собрались быстро и уже в 9:00 были на воде.

Участок Поноя после Рябоги - самый веселый и порожистый. Берега здесь становятся все выше, скалы круче. Течение усиливается, но не намного. Сильный боковой ветер дул порывами и прибавлял нам хлопот. Вспоминая скепсис бывшего инспектора Пронина с базы "Сухая", перед порогом "Томба" мы высадились на берег и осмотрели сложный участок.


Порог "Томба". Как обещал Пронин: "вас тут же и накроет".

Ну как-бы да... Камни, течение, мель... сложнее обычного, но не настолько же. Проявив максимум осторожности - мы прошли "Томбу" настолько чисто, что даже вспоминать нечего. А вот далее было действительно весело!!!!


Большинство порогов похоже на этот. (capture с видео) Воды хватает, что бы проскочить. Главное не задеть крупные камни.

На берег мы уже не высаживались, а просто неслись вперед. Время и километры летели незаметно. По сравнению с тихим Поноем выше по течению - здесь было намного интересней! Наша байдарка сильно парусила. Сильные порывы ветра бросали её как щепку. Впереди камень:

- Как пойдем, слева?
- Давай слева.

Ага... разбежались. Порыв ветра за 10 метров до камня и мы уже обходим его справа. Приходилось постоянно напрягаться и делать поправку на ветер.


Какой-то из порогов Быковых.

И как только расслабишься, потеряешь концентрацию - так тебя и накроет на ровном месте. На одном из порогов "Быковых", который с виду был не таким уж грозным, нас бортом насадило на камень, как селедку на вилку. И ведь хрен слезешь - прямо боком развернуло на течение. В полном молчании мы с Серегой боролись с этим камнем, пытаясь веслами сдвинуть байдарку с мели. А вода тем временем грозила хлынуть через борта, и вся наша конструкция с великами и рюкзаками рисковала оказаться под водой. Поборовшись минут пять мы все же сумели соскочить с вредного камня

Между порогами были участки спокойной реки, которые мы использовали для отдыха, лениво сливаясь по течению, что бы потом снова бешено грести, уходя от торчащих камней, борясь с порывами ветра и течением.


Впереди один из мелких порогов.


Характерный берег для этого участка Поноя.

Самыми сложными оказались пороги перед "Бревенным", и апофеозом - порог  "Лопальский". Узкая горловина основного течения несла байдарку прямо на скалы по левой стороне. Справа - мелкие непроходимые камни. Течение очень быстрое. И на самом крутом перепаде - узкая горловина с мощным потоком. Я не забуду этот торчащий из под воды камень справа, на который мы едва не сели боком. Случись это - и сильным течением нас бы точно перевернуло, а если бы мы ошиблись и слились бы левее - нас бы ударило о скалы. Нам повезло. Мы смогли удержать байдарку, не дали ей развернуться. После "Лопальского" порога, все остальные показались мне просто ничтожными ручейками. Мы прибыли к "Бревенному" в 15:30. Шесть с половиной часов пронеслись незаметно. Здорово!!!


Перед порогом Бревенный.

Припарковались около лодки, стоящей на берегу у ручья "Бревенный". Чуть выше были видны строения самой базы. Две взрослые собаки и маленький щенок заливистым лаем приветствовали нас на берегу - сигнализация такая сработала. Скоро к нам вышел сторож "Бревенной", Степан. Мы поздравили его с Днем рождения и передали подарок с Рябоги. Еще один "квест" выполнен. Получите вознаграждение ))).


Серега возится с щенком на базе. Очень подвижное и юркое создание. )

Степа нас сразу пригласил на чай. На "Бревенном" тоже все было по высшему разряду. Кухня, столовая с большой плазмой, спутниковое ТВ. Степан вообще то гид на базе, а сейчас ждет клиентов и исполняет обязанности сторожа. Сам родом из Каневки. Когда узнал что мы собираемся посетить Терско-Орловский маяк, то попросил нас передать привет своим родителям. Они там работают летом. Так мы получили еще один квест. ) Как же тесен Кольский полуостров! Кругом все свои! ) И Степа тоже оказался свой. Пока мы с Серегой не могли напиться кофе, разрабатывали план действий на вечер, он предложил отвезти нас на интересную заброшенную штольню недалеко. Потом мы можем подняться на гору и осмотреть порог Бревенный, а затем, в 20:30 - посмотреть по телеку прямую трансляцию  "Лиги Чемпионов". Зенит играет с Осером. Это было предложение, от которого мы не могли отказаться! ))))



Погрузились в лодку. Степан на корме стоя, мастерски управляет 30-сильным водометом, обходя камни.

Мы поднялись на лодке вверх по течению, и пристали к правому берегу. Метров сто выше, в зарослях мы увидели вход в заброшенную штольню. С воды его не видно, и без проводника вряд ли можно найти. Надо точно знать место.


Степан у входа в штольню.


Техногенный мусор.


Ржавые трубы под ногами - видимо раньше были рельсами по которым возили вагонетки с  рудой.


Недалеко от входа - неопознанные кости.

Предназначение этой штольни мы так и не выяснили. Каждые несколько метров на гранитных стенах еще видны были отметки. И, если мне не изменяет память, последняя отметка перед тупиком - 192. В конце лежали деревянные ящики в которых, скорее всего хранили взрывчатку, и почти истлевшие консервные банки. Не представляю каких усилий стоило людям проделать 192 метра тоннеля в такой породе, а главное - зачем? Геологоразведка? Или хотели проложить новое русло для какой-то речки?

Осмотрев штольню, мы вернулись на базу и полезли с Серегой на сопку, что бы взглянуть сверху на порог "Бревенный", который считается самым опасным на Поное. Нам рассказывали одну из версий, как он получил свое название. В прошлом, когда по Поною сплавляли бревна, для деревень ниже, и их ломало о скалы на этом пороге как спички.

На сопку мы забирались "в лоб", так как были налегке. В принципе ничего сложного, но есть крутые места, где деревья и кустарник помешали бы, если бы мы решили протащить байдарку по этому пути. Может быть если пройти выше по ручью, то можно найти более пологий и "безлесый" путь наверх, но не факт что можно было бы потом также легко спуститься. Степан нам сказал что проще всего - обнести низом, по берегу порога. Так все и делают, только первый порог придется проплыть - там крутые скалы.

Еще Степан рассказывал про живописные места и пороги ручья Бревенный. Жаль у нас не было времени туда сходить.


На сопке. Мшистая безлесая тундра. Очень много вороники, есть и черника.


Вид на первый порог "Бревенного". Самый простой.


Второй порог "Бревенного"


Второй порог, чуть крупнее.

Слева, где впадает ручей - самый опасный участок, где течение выносит на скалу. На фотках все выглядит очень спокойно. Глядя сверху на Бревенный нам тоже казалось все очень просто. Даже зародились мысли преодолеть все пороги на лодке. Посмотрим.


Третий порог "Бревенного". Самый большой перепад высот.


Несерьезный Орёл! )


Серьезный подход к делу! )

Прежде всего рассмотрели и поняли как пройти первый порог. Действительно есть участок, метров 50, где на берег не выбраться - скалы. Главное его проплыть и не дать течению выбросить байдарку на центр реки. Сверху очень хорошо было видно, как сильный ветер, порывами гонял волны. Мы надеялись что завтра он хоть немного стихнет, иначе нас легко может сдуть в любую сторону.

Еще немного погуляли по вершинке. Было очень красиво. 


На востоке, на горизонте видны какие-то строения. Это огромные радары заброшенной части ПВО.


Локаторы (кроп)


Ковер тундры

Вдоволь нагулявшись, мы вернулись на базу, где Степан приготовил нам вкусный ужин! А на большом плазменном экране Кержаков забивает гол. Нам остается только улыбаться - чувство удивления уже притупилось. Каждый день, проведенный на Поное можно растянуть до бесконечности. Сказка да и только. Американцы, пороги, тундра, Зенит... Кто бы мог предположить что все так получится? В одну реку не войти дважды, а в Поной и подавно. Нам оставался лишь небольшой рывок, порог Бревенный, и завтра водная часть нашего путешествия должна будет закончиться.
Степан поселил нас в аккуратный гостевой домик с теплой и очень эффективной печкой.

За день прошли 48 килопетров.

Продолжение здесь: http://jim-monchegorsk.livejournal.com/38646.html

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
sevprostor
Mar. 25th, 2011 08:53 pm (UTC)
Эх, приятно читать) С удовольствием побываем там еще раз когда-нибудь. Нас, помнится, на последнем пороге перед Бревенным тоже конкретно вштырило, мы там маленько перепугались, там же вылезли на берег и заночевали, типа ну его нафиг. А следующим утром егерь проехал мимо на казанке, груженой огромным холодильником и позвал в гости на базу)) Наверно, Степан-то и был? Он же молодой достаточно, да? Мы собрались тогда и уже без приключений до Бревенного сами доехали.
jim_monchegorsk
Mar. 25th, 2011 09:03 pm (UTC)
Может быть ) Степан нам рассказал про вас, мол были тут двое, парень и девушка ))) Помнит. Мы ему рассказали как вы после бревенного доехали, что все в порядке у вас было )))
Хотя я бы не стал называть их лодки "казанками"... все таки разница есть ))))
sevprostor
Mar. 25th, 2011 10:02 pm (UTC)
Ну ежли контакты какие есть, то передавайте от нас пламенный привет, мы их тоже всех вспоминаем иногда) А лодки точно казанки-6 у них тогда были.

Про Бревенный, я так понимаю, дальше будет?
sevprostor
Mar. 25th, 2011 10:16 pm (UTC)
Кстати вот еще. Эти "уши" на горизонте есть антенны ТРРЛ "Север". Это такая система релейной тропосферной связи была, причем, совершенно гражданская. Ну она телефонную связь в труднодоступных северных районах обеспечивала, от Архангельска до Чукотки будто бы даже. Такая же хрень стоит в Амдерме.

Мы и на Поное на нее хотели сходить, но как-то не сложилось, и в Амдерме тоже хотели, но не успели, блин. Локти все кусаю. Может в следующий раз сходим. Вы то до этой штуки дошли?

Еще в Корабельном, у самого моря, оказывается, имеется заброшенная батарея дальнобойных орудий (мы там тоже не были), не побывали ли вы там? Технику на "ПВО" уже порезали, или стоит пока?
jim_monchegorsk
Mar. 25th, 2011 10:46 pm (UTC)
Все расскажу позже ))))) и покажу.
Про ТРРЛ "Север" не знал. Спасибо. До Чукотки аж? масштабно получается...
Про лодки тоже не знал. Может и называется "Казанка", да только в моем представлении они попроще. попробую опознать.
В Корабельном сейчас пусто... но об этом позже... )))
bizon2217
Mar. 25th, 2011 09:11 pm (UTC)
Хорошо..!
Как будто снова там побывал..
Спасибо, жду продолжения.
artt31
Mar. 25th, 2011 10:46 pm (UTC)
Шикарные места )))
arnh
Mar. 26th, 2011 10:44 am (UTC)
С большим удовольствием слежу за репортажами)
ЖДу продолжения рассказа)
hibi1964
Jun. 21st, 2011 04:15 am (UTC)
Про штольню.
Эта штольня является одной из трёх, которые пробивали для строительства Понойской ГЭС. Которое планировалось в начале 50-х годов.
Это техническая штольня, либо для обводного сброса воды, либо для взрыва и смещения породы для перекрытия основного русла. Там несколько штолен, не менее трёх. И назначение у них разное.
Кейвский массив планировалось разрабатывать на предмет сырья для алюминия. Кианит. Крупнейшее месторождение в митре.... для этого и чугунку тянули от Кировска МВД 509.
Так что повезло...Поноя могло и не быть.... чуть подольше проживи Генералисимус.
jim_monchegorsk
Jun. 21st, 2011 11:38 am (UTC)
спасибо за уточнение!
( 10 comments — Leave a comment )