?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение... Предыдущая часть здесь: http://jim-monchegorsk.livejournal.com/38646.html


Трек тринадцатого дня. Карта 1000м:1см (+500м:1см). Кликабельна.


День 13. Терско-Орловский маяк.
19 августа 2010 г.


Итак, 9 дней нам понадобилось что бы сплавиться по Поною от Чурозера до деревни Поной. И теперь наша цель - Терско-Орловский маяк. Пришло время велосипедов! 


Железные кони на фоне Поноя.



Олег и Миша.

Мы дождались пика прилива и ребята в два захода переправили нас через реку. Лодка переодически нарывалась на камни, было очень мелко. Миша чертыхался: "больше в такую воду не поедем!". Все таки что бы управляться плоскодонкой нужен опыт, тем более с "водометом" в 40 сил.

Взяли с собой легкие рюкзаки и байдарку. Возвращаться будем скорее всего поздно и было решено, что обратно мы переправимся сами. Байдарку припрятали на берегу. Время 12:00.


Вначале нужно было забраться на этот склон.

- Вот там вроде, сторож говорил, медвежья берлога была! - сообщает нам Миша, показывая как раз на то место, где мы хотели забраться.
- Хмм... А где тут лучше забираться? Есть ли какая то тропа?
- Да фиг его знает. Нету вроде. Мы там еще не были.

Тропы действительно никакой нет. Велики тащим чуть ли не в зубах, цепляя кустарник. Кругом камни, песчанник, по которому скользит нога, да и склон довольно крутой. Сто метровую высоту проползаем примерно за час, потеряв много сил.
Наверху устраиваем перекур, наслаждаясь ягодами и шикарными видами. Медведя не встретили )


Вид против течения с вершины склона.



Вид по течению. Видна деревня Поной.



Вдали видна заброшенная часть "Корабельное"

По мягкому ковру тундры ехать в седле невозможно - слишком много сил тратится. Мы немного пронесли велики и вышли на грунтовыю дорогу, идущую вдоль склона, а затем, на дорогу к РЛС. Она была устлана бетонными блоками и ехать по ней - одно удовольствие! Почти асфальт. И простоит эта дорога еще очень и очень долго!



Дорога к РЛС.



Дорога кончается у заброшенной станции.



РЛС. Время 13:30.

Выдерживая неплохую скорость по хорошей дороге мы примерно за 20 минут добрались до этих огромных радаров, которые мы видели на горизонте еще с Бревенного. Огромные сооружения высотой метров наверное 40. Вблизи они очень впечатляют! Как можно было построить такое в голой тундре, без дорог? Сколько же сил ушло и средств!!! Теперь же все это гниет и ржавеет, добавляя пейзажу еще больше "постапокалиптического романтизма". На одной из опор, в бетоне фундамента уже появились огромные трещины, но все равно кажется, что эти исполинские "кайты" простоят еще очень долго!

Предназначения радаров мы не знали, но позже,  sevprostor  подсказали одну версию. Цитирую: "Это антенны ТРРЛ "Север". Это такая система релейной тропосферной связи была, причем, совершенно гражданская. Ну она телефонную связь в труднодоступных северных районах обеспечивала, от Архангельска до Чукотки будто бы даже. Такая же стоит в Амдерме."(с)

После антенн дороги как таковой нет. Видны следы от ГТСМ, и по ним можно ориентироваться, но в заболоченных участках эти следы легко теряются. Мы немного опасались свернуть в сторону "трех островов". Не так часто здесь ходит техника и рельеф везде одинаков, поэтому водители гусенечных вездеходов, видимо каждый раз выбирают свой путь, оставляя на тундре треки, которые не скоро заростают. Поэтому кажется что отвороток очень много, а на снимках с Google, эти треки кажутся дорогами. Двигаемся в сторону речки Русинги.



Остановка "Морошковая" )))

Все чаще стали попадаться "оазисы" с морошкой. Она уже отошла, но все равно очень сочная и вкусная. Очень хорошо утоляет жаджу и подкрепляет силы. С таких мест так неохота уходить! Наедаемся морошкой до отупения и отвращения, и все равно на следующем островке хочется еще и еще. Как настоящий наркотик - не отпускает и приходится заставлять себя двигаться дальше.


Долина реки Русинга. Время 14:40.

Едем с переменным успехом. Примерно половину пути, пока позволяет дорога - в седле. Как только затяжной подъем или болотце - несем велики рядом.



Сарайка у речки.

"Дорога" приводит нас к полусгнившей сарайке у реки. Ночевать здесь было бы не очень комфортно. Речку преодолеваем без проблем. Воды здесь тоже мало, затем снова подъем.

Такое ощущение, что мы едем уже целую вечность. Я стал немного замерзать. Температура была около 10-ти градусов и с моря сильно дуло. Пришлось натянуть балаклаву, после чего стало заметно теплее, но сверяясь по времени, казалось невероятным что мы успеем успеть дойти до маяка и обратно засветло.


Впереди уже показался маяк.



Терско-Орловский маяк. Время 16:40

Наконец то показался маяк! Первыми нас встретили на окраине  суровые мужики-рабочие. Непонятно что именно они здесь строили, но судя по захламленной всяческим металлоломом территории вокруг - работа кипела. Сидя на бревнышке они с удивлением смотрели на наши велосипеды:

- До вас тут только снегоходы были, но что б на велосипедах... Это вы наверное первые - сочувственно покуривая смеялись мужики.

У нас было задание - передать привет от Степана, сторожа с "Бревенного", его родителям. Позже нам подсказали путь, показали домик. Родители Степы (к сожалению забыл имена) встретили очень радушно! Пригласили в дом, напоили чаем и щедро накормили свежей семжиной, которую при нас и приготовили. Сами они с Каневки и мы показали им свежие фотографии с дисплея фотоаппарата, в которых, как оказалось, они даже нашли свой дом!

- Ну стоит домик то! Крыша не пала!
- А вот и Степан!!!

Было приятно видеть радость на лицах. Все таки самый ценный подарок - это весточка из дому, от родных. Мы рассказали про наш поход и планы добраться до Сосновки.
Оказывается у них в это время гостил Анатолий, бывший сторож с деревни Поной. Он приехал из Сосновки на своей утлой "казанке" как раз недавно и успел, пока не поднялся сильный ветер, который бушевал на побережье уже четыре дня. Отголоски этого шторма почувствовали даже мы еще на Бревенном.

Анатолий рассказал, как он чуть не потерял свой катер, когда его сорвало с причала. Нырнул, говорит, еле доплыл в волнах, а на берегу колотило от холода - сто грамм и в койку греться! Человек в возрасте, остается только удивляться героизму и выносливости, но для него катер - это все. Способ заработать. Он планировал настроить рыбацкую тоню неподалеку, выловить свою квоту.

- До Сосновки вы за два дня точно не дойдете. Нет там дороги. Дойдите до Красного мыса, там Влад Артиев. Скажите что от меня, он вас может быть довезет на катере. Я бы вас и сам довез, да бензина нет... - говорил Анатолий.

Большое спасибо ему и родителям Степана за теплый прием. После семги и чая очень сильно потеплело и путь обратно уже не казался мне таким страшным.

Еще нас провели к смотрителю маяка, а точнее к исполняющему обязанности смотрителя. И он сделал небольшую экскурсию, провел на сам маяк. При этом смотритель почему то жестко предупредил что сам маяк фотографировать нельзя, повторяя то, что сказала его жена - женщина властная и по видимому являющаяся настоящей управляющей. Причины запрета нам поведаны не были, а Анатолий махнул рукой, сказал "бредятина какая то...", и мы немного осмелели и пофоткали, но так, что бы никто не видел )))



Вид с маяка на часть порганцов.



Я



Серега

Фотографировались рядом с Почтой, на которой висел "медведевский" таксофон, по которому мы не с первой попытки, но все же дозвонились до родных. Запомнился один момент, до сих пор не знаю как его оценивать. Среди остальных маяков, "Терско-Орловский" являлся самым восточным на кольском полуострове. Я спросил об этом смотрителя:
- Это же самая восточная часть полуострова?
- Да нет же! Самая западная! - ответил тот на полном серьезе.
Я переспросил. Получил тот же ответ. Далее спорить не стал. Видимо перепутали с западной частью горла Белого моря. У них тут все может быть. А в голове отложилось. И вообще, наши надежды встретить грамотного рассказчика, душой болеющего за свое дело, знающего интересные истории о маяке, не совсем оправдались. Красота здешних мест особая. Суровая. Я лично, как городской житель, вполне могу понять если кто то живет и работает здесь как на некой вынужденной каторге, что называется "без души". А тогда и историю маяка, и географию, можно и попутать...



Маяк Терско-Орловский.

Маяк недавно отреставрирован. И со слов смотрителя - за деньги Норгов, как и другие маяки на побережье...




Анатолий и я у дома где нас встретили.



Поселок.

Кстати, это муниципальная территория ЗАТО "Островной" (Йоканьга), который расположен в 125 км на северо-запад. Как бы закрытая территория.


Кладбище старой техники.



По дороге обратно.



обратно выехали в 19:00.

Дорога до маяка заняла у нас примерно 4,5 часа. Нужно было как следует "втопить" обратно, что бы успеть до темноты. В это время года солнце уже заходит за горизонт, примерно в 23.00. Не знаю откуда берется второе дыхание, но оно как то пришло и дорога показалась короче и не такой ужасной. После антенн РЛС мы скатывались под уклон на бешенной скорости по "бетонке", и спускались со склона уже в глубоких сумерках.
В полночь мы добрались до байдарки оставленной на берегу и уже в темноте, подсвечивая путь фонарем, перебрались на другой берег. Парни еще не спали и очень кстати растопили баньку, да так растопили, что у меня кости затрещали! После мы еще до поздна посидели у них в домике, рассказали про нашу вылазку, отпивались кофе с очень вкусным морошковым вареньем...
Проехали около сорока километров, но самое сложное было наверное подняться с великами на склон. И вообще эффективность велосипедов на этом пути мне кажется немного сомнительной. Учитывая что в седле мы ехали далеко не весь путь, а сил потратили много, даже налегке, без тяжелых рюкзаков.
На следующий день мы соберемся уже полностью укомплектованные. Что будет там, где вообще нет дороги???


Этот день очень интересно описал Серега, но со своим рассказом (да и с фотографиями), я никак не смог его увязать! В итоге, мне кажется, всем было бы очень интересно прочитать обе версии этого дня! А лучше бы сразу всех дней!!! ))) Я с удивлением понял, что мы запоминаем совсем разные детали и к повествованию у нас совсем разные подходы. Итак, версия Сереги (serggrey_monche ) :


На маяке хотелось побывать еще дома, иногда засыпая, в голове вертелись: то классная фотка из журнала таймвинда, то мысли какие красивые кадры для ролика можно будет сделать при полной луне, велосипеды..., в-общем, во мне просыпался сценарист и оператор :). Однажды наткнулся на статью о Святоносском маяке на kolamap - прочел на одном дыхании, от статьи пронесло пикульщиной так, что опять показалось насколько мелко мы сейчас живем. Работаем - а сколько заплатят? Выйти из дома - а одежду правильную одел? Поесть так непременно с майонезом, и это... обязательно мяска, приправки и под телевизор.
Неее, продираясь с велосипедом на горбу сквозь кусты на другой берег Поноя, я наверняка думал: "На фига этот маяк сдался?", но что-то гнало вперед, и спасибо этому чему-то.

Вообще-то настроение с утра не задалось, Поной был уже пройден, была какая-то опустошенность. Ну что ж, посмотрим на этот исторический маяк...
Поднялись на плато, наелись голубики размером с яблоко вологодское, жизнь наладилась и как вдарили по педалям! Виталя умчался вперед как молодой, я же решил почувствовать себя старым мудрым воином (вот он сейчас выдохнется :), тогда и посмотрим, кто первым поедет!) и поспешал за ним неторопясь :). Дорог было много разных, но главная - бетонная вела к радарам, которые мы видели еще с Бревенного острова, завела она нас на территорию части. Ничего особенного, сколько таких брошенных военных мест? Радары вблизи впечатляют, но чувствовалось, что недолго им осталось так стоять, лет 10 - 20 и начнут косить под пизанские башни.
Слегка покружили, ищя дорогу и повезлись в сторону маяка. Переправились через Русингу, у речки в месте перехода старый полуразвалившийся домик с печкой - наверное служил убежищем в непогоду. С полдороги и почти до самого маяка гнали перед собой лебедей, перелетавших от одного озерка в другое на расстоянии с полкимлометра от нас, эх, объектив бы с зумом горевал я.

Подъезжая к территории маяка увидели трех мужчин, занимавшихся каким-то делом. Появление нас на велосипедах фурора не произвело, люди северные, эмоции умеют держать, но интерес был неподдельный.
- Парни, а вы тут откуда свалились?
Ох как подмывало сказать небрежно: "Так, на великах катаемся" :).
- Да мы сплавились по Поною.
Последовало несколько вразнобой заданных вопросов:
- Как, на чем? - пришлось повторить несколько раз, но, видимо, как-то не сразу уложилось у них в голове :).
- А сюда зачем приехали?
- Да на маяк посмотреть.
Пауза.
- А вы нас не проводите к начальнику маяка?
- А вот и он идет.
Оказалось что действующий смотритель маяка в отъезде и вместо него заместитель.
Маяк предстал нам красивым отремонтированным по последней строительной моде.
Раньше думал, что маяк представляет собой сооружение с целью ориентира для проходящих мимо судов, и постоянное жилище маячника и его семьи.
На деле оказалось, что это целая инфраструктура с техникой, несколькими домами, самим маяком, управляющим центром - отдельное здание с непонятным оборудованием, хозяйственными постройками, дизельной и прочими неусмотренными нами сооружениями. В управляющем центре находится какая-то старая система связи, ныне не используемая, так как есть телефон спутниковой связи, по которому мы прозвонились до родных по местной карте, купленной в Каневке. Пока звонили, беседовали со смотрителем, про маяк, про то, что сейчас идет крупный ремонт инфраструктуры и что в данный момент работает бригада рабочих на маяке, а ближе к осени все разъедутся. Там же смотритель показал нам какой-то журнал с маяками всего Кольского полуострова, ремонт которых финансируют якобы норги. Журнал был наполовину на русском, наполовину на английском языке.

Обидно когда, некогда бывшие символы русского государства на Кольском полуострове, давшиеся такой нелегкой и почти всегда трагической судьбой первопроходцев, в наше время восстанавливаются на средства соседней страны. Поговорили также о других маяках, об электрообеспечении автономных маяков, оказывается, большое количество маяков вообще работают автономно. А пока смотритель должен несколько раз в день доложиться об обстановке, сделать какие-то наблюдения и зафиксировать в журнале.

Пошли на маяк. Вблизи бросились в глаза саморезы – обычные автомобильные “клопы”, которыми крепилась часть внешней отделки. "Дык на соленых северных ветрах это продержится не больше 3-5 лет", подумал я. Зато будет под что просить финансирование… Вообще, мне внешний вид не понравился. Стеклопакеты кажутся какими-то чужеродными, как из другого мира, несвойственного здешнему. А вот внутрь рука современного горе-строителя не сунулась – может и хорошо, а то ведь акромя "гипрока" ничего не придумают. Время покажет, отсеет лишнее…
А мы поднялись на верхнюю площадку. В ясную погоду отсюда можно углядеть огни маяка на острове Моржовец, что почти на том берегу горла Белого моря, говорит смотритель. На огни этих двух маяков и ориентируются корабли, заходящие в горло Белого моря, идущие в Архангельск, Беломорск, Кандалакшу. Мы не стали напрягать смотрителя фотографированием, помня запрет его супруги, и спустя короткое время, несколько озадаченными спустились вниз и направились в домик, где жили родители Степана. Они и Анатолий своим участием и радушием сняли легкую дымку разочарования и угостили нас всем, что имелось в закромах этого уютного дома. Всякий путешественник знает цену даже обычному чаю, так что мы пока не надулись в обратную дорогу не двинулись.

Обратный путь показался легче, несмотря на то, что на подходе к радарам порядка километра шли без дороги, то и дело увязая в болотцах. Как же будет завтра думал я, выезжать ли нам на старую, вполне приличную дорогу, что около 15 км идет параллельно побережью на расстоянии 5-8 км, но потом резко обрывается или топать вдоль побережья? Доберемся до Лахты, а там спросим у Ларисы Павловны Саксы. Как скажет так и поедем, утвердился в мысли я.


Продолжение здесь: http://jim-monchegorsk.livejournal.com/41249.html

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
angrymanz
Jun. 23rd, 2011 08:36 am (UTC)
Очень-очень-очень интересно и познавательно. Спасибо тебе.
Отдельный интерес представляет "параллельный" взгляд Сергея. Мне всегда интересны такие впечатления, которые высказывают товарищи-попутчики, на одни и те-же события.
jim_monchegorsk
Jun. 23rd, 2011 09:30 am (UTC)
и мне тоже!!!! Теперь надо уговорить его на оставшиеся пару частей, а может быть и добавить свои рассказы по каждому дню! Было бы очень круто!
(Deleted comment)
jim_monchegorsk
Jun. 23rd, 2011 10:03 am (UTC)
да вроде. На память http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=32816. Можно будет уточнить точнее, но позже.
(Deleted comment)
jim_monchegorsk
Jun. 23rd, 2011 10:17 am (UTC)
эээ... голь на выдумку хитра! ))) Фьююють болгаркой и уже кажется что крепления обычные )))) У GT очень удобная рама для багажников, но обычных, не выпирающих креплений на момент заказа не было на складе.
tolyas83
Jun. 23rd, 2011 11:38 am (UTC)
что по километражу на байках?
Много прошли? Вообще, забегая вперед, имело смысл байки брать? У меня знакомые прошлым летом путешествовали к Карскому морю, так в итоге 2-3 пути использовали велосипеды как тележки для вещей.
jim_monchegorsk
Jun. 23rd, 2011 11:41 am (UTC)
Re: что по километражу на байках?
сложный вопрос. ) вперед забегать не буду. Осталось пару частей...
tolyas83
Jun. 23rd, 2011 12:11 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
Ждемс-ждемс. Друг брал Щуку, и щуку тогда пиарили как самую легкую из всего что имеется. Налим то еще легче. И дешевле ... Я вот думаю как они в сранении и не взять ли со временем Налим.
tolyas83
Jun. 23rd, 2011 12:34 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
А, не, Щука легче.
jim_monchegorsk
Jun. 23rd, 2011 12:48 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
где же легче то? :) http://www.2828.ru/vip/bayda-stalker

Щ3: Щука-3 Вес: 12 кг
Н300: Налим-300 Вес: 9 кг

подробнее тоже хочу в конце написать по всей снаряге.
serggrey_monche
Jun. 23rd, 2011 12:54 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
Налим легче примерно 25%, но без юбки.
С нашей самодельной практически догнал Щуку. Тем не менее обитаемость у Налима выше, и поэтому для перевозки велосипедов подошел именно он.
tolyas83
Jun. 23rd, 2011 02:25 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
Видел как на Щуке байки крепят сверху на нос и корму, но не знаю как себя байдарка после этого ведет. Но выглядело это здорово неудобно.
jim_monchegorsk
Jun. 23rd, 2011 01:00 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
да, лучше смотреть здесь: http://stalker.lib.ru/
tolyas83
Jun. 23rd, 2011 02:26 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
да, я там и смотрел, просто сначала Щуку с чем то еще перепутал и мне в голову почему то засела цифра 18 кг. А по ходовым Налим как? Кто нибудь имел возможность сравнить?
serggrey_monche
Jun. 23rd, 2011 04:16 pm (UTC)
Re: что по километражу на байках?
Производитель сравнивал - пишет "Налим-200 при примерно равной длине и грузоподъемности (340см, 200кг) почти не уступает Щуке-1 (320см, 200кг)" http://stalker.lib.ru/nalim.htm#news07.2008
sevprostor
Jun. 23rd, 2011 02:57 pm (UTC)
Так вот они какие, эти антенны, когда вблизи :) Ну ничего, в этот раз мы уж точно в Амдерме на них сходим.

А маяки, да, действительно, почти все автономно работают. Нам вообще ни разу не встречались маяки с людьми, все сплошь автоматика. Даже на Карском море были на большом кирпичном маяке, окрест которого стояла пара разрушенных домиков, и тот маяк также жил собственной жизнью. Там на всех этих маяках роторы Савониуса сверху приделаны, а снизу контейнер с аккумуляторами и какой-то электорникой стоят: ротор крутится на ветру, аккумы заряжает, лампочка светится. А на мысе Тонком когда были - так там этот ротор ураганом порвало, а контейнер аккумуляторный вообще повалило ветром. Аккумы вытекли, маячок-то и погас.
(Anonymous)
Aug. 18th, 2011 11:14 am (UTC)
Все маяки по побережью Кольского были оборудованы РИТЭГами - радиоизотопными эл. генераторами. По международной программе финансирования все потенциально радиационноопасные установки были заменены на альтернативные (в данном случае за норвежские деньги). Это первый завершенный и самый успешный проект Правительства Мурманской области в международном сотрудничестве в области ядерной безопасности (заслуга Евдокимова). Учитывая результаты данного проекта замена РИТЭГов на Балтике идет также под администрированием Мурманской области.
Мария Артиева
Jun. 23rd, 2011 08:22 pm (UTC)
Супер!
Втащить велики на такой склон кажется вообще нереальным делом!!!:)
В журнале Таймвинда есть ссылка на сайт о ТРРЛ - TRRLSEVER.ORG
Думаю,там были бы рады вашим фотографиям радаров.
tolyas83
Aug. 21st, 2011 08:42 pm (UTC)
продолжение???
когда хоть?
(Anonymous)
Mar. 15th, 2012 10:41 am (UTC)
Спасибо за увлекательный рассказ! Но Автор, не томи, народ ждет продолжения. Хотя бы фотками.
jim_monchegorsk
Mar. 15th, 2012 05:41 pm (UTC)
Спасибо что напомнили. Следующий день здесь http://jim-monchegorsk.livejournal.com/41249.html а что бы продолжить я и забыл. Прошу прощения, возьмусь обязательно допишу! Немного осталось.
seloponoy1
Jul. 23rd, 2013 11:20 pm (UTC)
Спасибо за ваши фотографии села Поной в 2011 году. Когда-то я там жила, и помню эти избы еще жилыми. Может, и мои детские игрушки завалялись среди музейных экспонатов... Вы не были в избе, крайней к морю? Это мой родной дом.
С уважением, Ольга.
( 21 comments — Leave a comment )